Отдых в Анапе

 

Владивосток


 


 

История  Анапы

 

История Анапы насчитывает не одно тысячелетие. Земля эта издавна влекла людей. Судя по археологическим находкам, люди впервые появились в районе Анапы уже за 10 тысяч лет до н. э. Находки эпохи камня очень редки. В окрестностях села Су-Псех обнаружено несколько примитивных орудий труда, сделанных из кремня. Намного больше следов осталось от людей, живших в эпоху бронзы (третье тысячелетие до н. э.). Это поселения-могильники, клады.

Феноменом в древней истории Кавказа считаются памятники майкопской культуры, названной так по месту богатейшего погребения, открытого в городе Майкопе. Остатки майкопских поселений известны на территории Анапы и в её окрестностях - у станицы Анапской и у села Су-Псех. Судя по находкам, у населения, оставившего следы майкопской культуры, было развитое земледелие и скотоводство, совершенная техника обработки металла, камня, изготовления керамики. Археологи считают, что майкопская культура сложилась в результате взаимопроникновения культур местного населения, обитавшего на Северо-Западном Кавказе, и переселенцев из древней Месопотамии, принёсших элементы культуры древневосточных цивилизаций. В третьем тысячелетии до н. э. на Западном Кавказе появляются неизвестные прежде величественные постройки - дольмены. Они сооружались из многотонных каменных плит, которые были хорошо отёсаны, тщательно подогнаны друг к другу и надёжно скреплены с помощью пазов, что позволило этим монументальным сооружениям простоять тысячелетия. Дольмены были обнаружены не только на Кавказе, но также в Западной Европе, на севере Африки, в Индии. При этом древние строители дольменов стремились строить их поближе к морю. Возможно, древние мореплаватели достигли берегов Кавказа и принесли на берега Чёрного моря традицию постройки дольменов. В Анапском районе дольмены были обнаружены в прошлом веке у станицы Натухаевской и в долине Сукко. Казалось бы, время пощадило древние сооружения, но, увы, - то, что сохранило время, разрушили люди. Ныне от них не осталось и следа.

Однако в районе Анапы были сделаны не менее интересные открытия: были обнаружены следы святилищ, современных дольменам. Это вертикально стоящие каменные плиты с выбитыми на них лунками в виде чаш. Некоторые углубления соединены желобками и канавками. Быть может, это карта звёздного неба, ведь у многих древних народов расположению звёзд придавалось очень большое значение. Древний календарь строился на основе наблюдений за звёздным небом, учитывал движение солнца и луны. Подобные лунки выбиты на некоторых дольменах и на скалах, расположенных поблизости от дольменов. На Западном Кавказе открыты целые группы вертикально стоящих камней с выбитыми на них чашами и другими изображениями. Возможно, это были своего рода каменные книги древних строителей дольменов, прочитать и разгадать которые предстоит настойчивым исследователям. Думается, это будет открытием века. Интересно, что «чашечные камни», подобные анапским, известны и в Крыму, и на Ближнем Востоке, и в Западной Европе, и в Прибалтике. В первом тысячелетии до н. э. население Северо-Западного Кавказа в совершенстве владело техникой металлообработки.

Бронзовые украшения, орудия труда, оружие, отлитые прикубанскими мастерами в ту эпоху, отличаются особым изяществом и не уступают всемирно известным образцам. В долине Сукко найдено немало бронзовых браслетов, причудливых булавок, наконечников копий, которые украшают теперь экспозицию Анапского археологического музея. Важные преобразования в истории народов Кавказа произошли в первой половине первого тысячелетия до н. э., когда началось массовое освоение железа. Этот металл стал основным для изготовления орудий труда и оружия. У земледельцев появились новые возможности для обработки земли, а у воинов - новые «аргументы» в грабительских набегах. Племя, жившее в районе современной Анапы, называлось синды. Раскопки синдских могильников на территории Анапского района свидетельствуют о воинственности синдов. Основным их оружием были железные мечи и лёгкие метательные копья. Греческий автор Николай Дамасский сообщал, что синды бросают на могилы столько рыб, сколько врагов убил погребаемый».Кто был основным серьёзным противником синдов в VI -V веках до н. э., мы узнаём из «Истории» знаменитого греческого историка Геродота, жившего в V веке до н. э. Он писал, что в суровые зимы, когда «замерзает море и весь Боспор Киммерийский», живущие в Крыму скифы «совершают по льду военные походы и перегоняют крытые повозки на противоположный берег, в землю синдов». Во время набегов скифы захватывали пленных и облагали синдов данью.

Синды оказывали мужественное и нередко успешное сопротивление скифам, защищая свою землю, семьи, имущество. В синдском некрополе у хутора Рассвет была сделана очень интересная находка. Погребённого мужчину сопровождали останки боевого коня, снаряжённого железными удилами, псапиями и бронзовыми бляшками, подобно тем, которыми скифы украшали своих коней. Скорее всего это был трофей, захваченный местным жителем в сражении со скифами. Взаимоотношения синдов с другими соседями - греками-колонистами, основавшими свои города в Северном Причерноморье, были мирными, добрососедскими. В VI веке до н. э. греческие торговые фактории-эмпории появляются на территории Синдики - на месте Анапы, у современного посёлка Алексеевки, хутора Капустина, станицы Гостагаевской. На побережье торговые фактории, вероятно, основывались на месте прибрежных синдских посёлков. На это указывают названия этих населённых пунктов, сохранившиеся в античных лоциях: Синд, Синдика, деревня синдов, Синдская Гавань. В приморские города жители глубинной Синдики приезжали, чтобы обменять или продать зерно, мясо, рыбу, мёд. Для себя они приобретали амфоры с вином, красивую керамическую посуду, украшения. В V веке до н. э. Синдика попала в сферу экономических интересов Боспорского царства, образованного по обеим берегам Керченского пропива. В это время у синдов уже сложились основы государственности. Об этом свидетельствуют найденные серебряные монеты с надписью Синдон на греческом языке.Письменные источники того времени упоминают синдских царей. Некрополь синдской знати с царскими принадлежностями был открыт в конце XIX века неподалёку от хутора Разнокол. Это так называемые Семибратние курганы, состоящие из семи курганных насыпей. Высота самой меньшей насыпи 6 м, а самой большой-16м. Похороненные в гробницах синдские вожди были окружены богатыми заупокойными приношениями. Золотые украшения, серебряная, бронзовая и чернолаковая посуда, золотые обивки деревянных ритуальных чаш говорят о могуществе синдской знати.

В конце V века до н.э. на высоком берегу Черного моря, на месте нынешней Анапы, существовал город, названный именем народа, на земле которого он находился. Это Синдик — царская столица синдов. Здесь, на берегу бухты, вероятно, и была Синдская гавань, на берегах которой позже процветала Горгиппия — крупный морской порт Боспорского царства, имевший торговые связи с греческими государствами Средиземного моря и Южного Причерноморья. Уже в те давние времена в храмах богов устраивались специальные террасы для приема солнечных ванн. Были такие террасы и в Горгиппии. С самых первых дней своего существования Анапа и местность вокруг нее использовались как курорт. Так, минеральные источники Семигорья, расположенные в 18 километрах к северо-востоку от города, являлись «курортным районом» античного Боспора. При очистке одного из источников от многометрового слоя ила и других наносов были обнаружили деревянные фигурки, представлявшие собой примитивные изображения различных частей человеческого тела. Видимо, древние курортники специально бросали изображение больного органа в целебный источник с надеждой на излечение. Были в те далекие времена и сторонники активных видов отдыха. Среди археологических находок в районе Анапы есть мраморная плита с высеченными греческими, скифскими и синдскими именами. Это агонистический список. То есть список победителей Гермесских игр — спортивных состязаний, проводимых в Горгиппии. Спортсмены состязались в беге, борьбе, в метании копья и диска. Причем древние бегуны использовали в качестве беговой дорожки влажную, ровную, достаточно плотную полосу песчаного пляжа вдоль кромки моря. B Ill веке город был уничтожен нашествием полчищ кочевых варварских племен. Затем на его развалинах поселились аборигены этого края, предки современных адыгов — натухаевцы. Постепенно они установили связи с русским Тмутараканским княжеством, которое с начала XI века существовало на Таманском полуострове.

В XIII веке на развалинах древней Горгиппии генуэзские мореходы и купцы построили укрепленную замком торговую факторию и занесли ее на карты под именем Мапа. Колония важна была не столько как пункт товарообмена с местным населением, сколько той ролью, которую она играла в организации транзитных торговых связей с Востоком и с Центральным Кавказом. В ней брала начало так называемая генуэзская дорога, которая вела в глубь Кавказа и к Каспийскому побережью. Простиралась она от Мапы до Каспийского моря и далее в Иран и на Восток. В 1475 году турки захватили все черноморские колонии Генуи. Не избежала этой участи и Мапа. На ее месте они возвели сначала город, а затем крепость Анапу. Впервые она упоминается Ибн-Кемалем в описании похода на Черкессию в 1479 году. «По приказу государя-завоевателя мира... люди победоносного войска прошли горы... во множестве пересекли Черное море и достигли страны черкесов. Захватив Кубу, которая является одной из знаменитейших крепостей... разгромили владения черкесов. Присоединив к Кубе также и Анабу, уничтожили злосчастных врагов...» Название «Анапа» исследовалось Н.Я.Марром, который утверждал, что оно происходит из абхазского языка: «ана-пэ» — рука, т.е. пункт, расположенный в устье реки. Исследователь Л.Г.Лопатинский считал, что «анапа» — слово черкесское («ане») — стол, «ппе» — край), «анапе» — столообразный выступ берега, и что это название первоначально присвоено мысу. Как бы то ни было, географическое положение города было таким выгодным, что комендант турецкой крепости Суд-жук-Кале, накануне русско-турецкой войны обследовав область Анапы, пришел к выводу, что взятие этой территории предрешит судьбу крепостей Суджук, Геленджик, Сухум. В 1781 — 1782 годах было начато сооружение крепости. А через два года строения крепости были усовершенствованы при участии французских инженеров. Вскоре после окончания строительства крепость стала объектом военных действий. В ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов русские предприняли три похода на Анапу. Первым командовал генерал-аншеф П.А.Текели. Под крепостными стенами произошло сражение, исход которого убедил его в невозможности штурма крепости. Второй поход был предпринят в зимних условиях. Его возглавлял генерал-поручик Ю.Б.Бибиков. Сражение за крепость закончилось для наступавших полным поражением. Генерал был отстранен от службы и отдан под суд. За этот поход учреждается серебряная медаль «За верность», единственная в своем роде.

Ею награждались только рядовые и не за победу, а за поражение. Третий поход против Анапы возглавил генерал-майор И.В.Гудович. Перед ним ставилась задача «истребить сие гнездо турок». После двухнедельной осады Анапа была взята. Укрепления были срыты, батареи взорваны, колодцы засыпаны, пороховые погреба и строения уничтожены. По Ясскому мирному договору Анапа была возвращена Турции. Затем в ходе других русско-турецких кампаний Анапу еще дважды штурмовали и дважды возвращали Турции. Последний приступ состоялся в 1828 году. Осада продолжалась полтора месяца. Окончательно за Россией Анапу закрепил Адрианопольский мирный договор. По указу императора Николая I все ее укрепления были уничтожены. Оставлены в память о доблести русских войск лишь ее восточные ворота, сохранившиеся до наших дней. Тогда же в 1829 году был организован в Анапе крупный военный госпиталь, в котором солдат лечили от «застарелых, многолетних лихорадок», то есть малярии, страшного заболевания, имевшего широкое распространение на Кавказском побережье Черного моря и в долине реки Кубань. Впервые Анапа получает статус города в 1846 году. Внешне в это время город имел вид большой малороссийской деревни: дома — большей частью мазанки, покрытые камышом, разбросаны без всякого порядка — по турецкому обычаю, улиц почти не было. Жизнь горожан проходила в пределах крепости, в постоянной опасности нападения со стороны горцев. Даже воду из реки Бугур жители приносили под прикрытием конвоя. 25 мая 1855 года, во время Крымской войны, войска из Анапы ушли под начало вице-адмирала Серебрякова. Были взорваны крепостные сооружения и пороховые погреба, сожжены казармы, уничтожены или заклепаны орудия, разрушены крепостные стены, так что неприятель, вошедший в Анапу 2 июня, застал одни развалины.

Анапа была занята Сефер-беем, город превратился в турецкий военный центр. 10 июля 1856 года русские войска снова вошли в город, а 31 марта 1860 года последовало высочайшее повеление об упразднении городов Анапа и Новороссийск. Выгодное положение Анапы на берегу удобной бухты не дало городу окончательно заглохнуть. В 1866 году Анапа вновь получает статус города. С 70-х годов XIX века в Анапе начинает интенсивно развиваться виноградарство, основателем которого стал первый начальник Черноморского округа генерал-лейтенант Д.В.Пиленко. С его именем также связаны планирование и застройка Анапы и Новороссийска, возведение двух церквей в Анапе и храма Михаила Архангела в Сочи. В канун двадцатого столетия Анапа постепенно становилась дачной местностью. Летом, особенно в сезон созревания винограда, на морские купания съезжалось до 400 семей из близлежащих городов. Началось строительство дач и особняков. В аренду сдавались меблированные комнаты, купальни. Отдыхающим предлагались увеселительные экскурсии и другие развлечения. В эти годы в Анапе жила Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева, которая теперь известна всему миру как мать Мария. Здесь она провела свои детство и юность. У ее отца был свой дом в Джемете. До 1906 года она училась в Новороссийской гимназии. После смерти отца Елизавета с матерью и братом переехала в Петербург. Там будущая поэтесса познакомилась с А. Блоком, с которым потом длительное время встречалась, переписывалась и оставила о нем воспоминания «Встречи с Блоком». Поэт, в свою очередь, посвятил ей стихи в цикле «Фаина». Кузьмина-Караваева часто навещала Анапу, встречалась с жителями, знакомилась с ее прошлым. В 1912 году в Петербурге вышла первая книга ее стихов «Скифские черепки», а в 1916 году вторая — «Руфь», с рукописью которой предварительно познакомился А.Блок. Работая над книгами по преимуществу в Анапе и Джемете, поэтесса запечатлела в ней приметы родных мест. Судьба Елизаветы Юрьевны трагична. Советскую власть она не приняла и в 1920 году эмигрировала. За границей приняла монашество и в служении получила имя Мария. В годы второй мировой войны мать Мария включилась в Париже в антифашистское Сопротивление и была в 1943 году схвачена и отправлена в форт Роменвиль, а потом в концлагерь Равенсбрюк, где 3 марта 1945 года пошла вместе с еврейскими узниками в печь крематория. Начало курортному строительству города положил врач Владимир Адольфович Будзинский, открывший 15 июля 1900 года первый санаторий «Береговая». Годом позже горный инженер В.И. Винд обследовал минеральные источники Семигорья и произвел анализ воды.

В 1909 году Будзинский открыл второй санаторий на Песках, вскоре преобразованный в ортопедический институт. Третий санаторий Будзинского располагался уже в Семигорье у источника минеральной воды. Он открылся в 1913 году. Заслуги врача были высоко оценены горожанами, и в 1915 году он удостоился звания почетного гражданина города. Курорт постепенно развивается, и на выставках «Всероссийская гигиеническая» и «Русская Ривьера» в 1913 и 1914 годах Анапа и Семигорье были удостоены золотых медалей. Однако сама Анапа оставалась маленьким, пыльным городком с немощеными улицами и с острой нехваткой доброкачественной питьевой воды. Толчком для развития Анапы как детского курорта послужило распоряжение В.И. Ленина, по которому в 1921 году на побережье было отправлено свыше 55 тысяч детей. Для этой цели было выделено 92 санитарных поезда и несколько пароходов. Разместить такое количество детей было негде, поэтому они жили в брезентовых палатках на берегу моря. В 1929 году специальная комиссия Наркомздрава РСФСР провела комплексное обследование всего побережья от Тамани до границы с Абхазией. Она и приняла решение о преобразовании Анапы в образцовый детский курорт. Задача эта успешно решалась, и в предвоенные годы в Анапе уже функционировало 22 детских оздоровительных объекта. Общее число отдыхающих составляло 60 тысяч в год. Во время Великой Отечественной войны Анапа была захвачена немцами и полностью разрушена. Они не только взорвали все курортные и общественные здания, но и заминировали пляж. По-видимому, боялись высадки десанта. С 1947 года началось постепенное восстановление и дальнейшее развитие курорта. Его полноценное функционирование сдерживала нехватка пресной воды. Эта проблема была разрешена в 1968 году, когда от реки Кубань к Анапе протянулся водопровод. За 50 послевоенных лет была проделана огромная работа. К 1987 году в 153 санаторно-курортных учреждениях одновременно могли отдыхать 42,5 тысячи человек. Это только организованные отдыхающие. А всего летом на курорте лечилось и отдыхало одновременно около 300 тысяч человек. В то же время число жителей в Анапе вместе с поселками всего составляло 50 тысяч человек. Анапчане вправе гордиться своим вкладом в развитие мировой детской курортологии.

По  материалам  сайта:   www.anapahome.ru